60-тысячный город Солнечногорск – районный центр в 44 километрах от МКАД по Ленинградскому шоссе. Сегодня местный рынок жилья выглядит типично для областного города средней удаленности в посткризисный период. Однако вскоре этот город могут ждать серьезные перемены…
Солнце, дорога, гора, озеро
С самого начала развитие сёл на месте современного Солнечногорска было определено популярностью древнего тракта, связывающего Тверь и Москву. После основания Петербурга в начале XVIII в. эта дорога связала Первопрестольную с новой столицей Российской Империи.
Село Гомзино на дороге в Санкт-Петербург, известное с начала XVIII века, позднее стало известно, как Солнечная Гора. Позже, при строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва в 1851 году рядом появился пристанционный посёлок Подсолнечный.
В 1928 году Подсолнечный и село Солнечная Гора были слиты в посёлок Солнечногорский. А ещё через 10 лет посёлок у обширного озера Сенеж получил статус города.
Фактически Сенеж является старинным водохранилищем, созданнным в ходе строительства канала между реками Сестра и Истра в первой половине XIX века. Канал строили для доставки водным путем строительного камня с Волги, для постройки Храма Христа Спасителя в Москве. Небольшое естественное озеро ледникового происхождения, давшее название всему водоёму, теперь является одним из заливов в южной части водохранилища, известной, как Старый Сенеж.
Рыбаки приезжают на Сенеж за судаком, щукой, окунем, ершом, густерой, плотвой, белым амуром, толстолобиком, карпом и карасем. Встречается угорь.
На северо-западном берегу озера, на месте усадьбы, где когда-то жил Исаак Левитан, теперь находится Дом творчества и отдыха художников «Сенеж», здесь работали многие живописцы. А Левитан написал здесь в 1900 году знаменитое «Озеро» - последнюю крупную работу, которая считается «лебединой песней» художника.
Озеро Сенеж — популярное место пляжного отдыха, водную поверхность озера используют любители гребли, виндсёрфинга и кайтсёрфинга. Вода в Сенеже довольно чистая, хотя в некоторых заливах разрослись водоросли. На озере есть два острова, известные как Малиновые. В черте Солнечногорска, недалеко от его центра – главный городской пляж на одном из заливов озера, пирсы и лодочная станция, сёрф-кайт клуб «Сенеж», ещё один пляж у городского Парка культуры и отдыха.
Сегодня население Солнечногорска – около 60 тыс. человек. В городе сложился довольно развитый местный рынок труда, имеется немало рабочих мест. В рамках Московской области Солнечногорский район является одним из бюджетных доноров. В городе функционируют несколько промышленных предприятий, некоторые из которых экономически достаточно успешны. Средняя зарплата в Солнечногорске превышает общий областной уровень, и только около трети жителей работают вне города, преимущественно в Москве.
В городе и вокруг него – много войсковых частей. Большую территорию на востоке города занимает закрытая зона известных на всю страну высших офицерских курсов (ВОК) «Выстрел» (в настоящее время - Учебный центр Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ). Дальше по берегу лесную территорию в 57 га занимает дом отдыха «Сенеж» Управления делами Президента РФ.
Недавно, 2 августа 2013 г. Градостроительный совет Московской области отклонил генеральный план развития Солнечногорского района. Солнечногорск не стал исключением – ранее Градсовет отклонил по сходным мотивам генпланы Мытищ, Балашихи, Химок и Красногорска. Вкратце: будущее жилищное строительство в районе, по генплану, не сопровождается достаточным количеством строящихся объектов социальной сферы, пропорциональным развитием дорожной сети, недостаточно проработаны мероприятия по созданию мест приложения труда. После доработки в течение двух месяцев генплан района снова будет рассмотрен на областном уровне.
Кроме городского округа Солнечногорск, жилые дома в районе строятся в Поварово и Березках, в нескольких населенных пунктах, тяготеющих по расположению к Зеленограду и Сходне, а также на территориях района на Пятницком шоссе, в частности, в Брёхово.
Новостройки Солнечногорска
Как и почти везде в Московской области, в Солнечногорске преобладает предложение первичного жилья в готовых, или близких к готовности домах. Спросом пользуются однокомнатные квартиры, особенно - компактные. Не только трехкомнатные, но местами и двухкомнатные квартиры в последнее время кое-где зависают надолго – на годы после сдачи домов.
Цены находятся преимущественно в диапазоне 52 – 63 т.р.
В центральной части Солнечногорска строятся монолитно-кирпичные дома.
В готовом доме по улице Ленинградская, д. 14 к.1 (12 этажей, 3 секции), остается в продаже много «двушек», цены 59,5 – 61,6 - 69,6 т.р. за квадратный метр.
Самый заметный и высокий объект в городе находится у поворота с Ленинградки на улицу Баранова – 23-этажная башня ЖК «Таисия» ( ул. Красная, дом 60, известная у местных жителей, как «кукуруза»). Дом готов и сдан, в продаже остаются «двушки» и «трешки» по 60 т.р. за метр.
Рядом с ней строится большой ЖК «Никольская панорама» (мкр. 1, ул. Баранова, корп. 8-9). Дом имеет 18 этажей, 5 секций. Сдача ожидается во 2 кв. 2014 г., строится он достаточно быстро. ». Оставшиеся «однушки» предлагаются по 63,9 – 68,7 т.р. за метр, «двушки» и «трешки» - по 52 т.р.
Проект планировки микрорайона № 1 в Солнечногорске, ограниченного улицами Красная, Баранова, Гражданская, Красноармейская, разработанный ГУП МО «НИИПроект» по заказу местного МУП «Стройинвест-Солнечногорск», предусматривает строительство в будущем, на месте старой застройки ИЖС, еще пяти 4-5 секционных многоэтажных жилых домов, школы и детского сада, спортивного комплекса. На кусочке территории, относящейся к этому микрорайону за улицей Гражданская, предусмотрено строительство магазина и капитального паркинга.
Рядом, уже на территории ВОК «Выстрел», с мая ведется строительство 4 многоквартирных домов на 957 квартир по заказу Министерства Обороны. Срок окончания строительства, по плану – ноябрь 2014 года. Для первичной продажи квартиры в этих домах не предназначены.
Кроме того, на режимной территории ВОК «Выстрел» (за проходной в конце Банковской ул., недалеко от берега озера) построен ЖК «Сенеж» с подземным паркингом, лифты KONE, фасады из керамогранита и алюминия, 17 этажей, 4 секции. Сейчас там можно найти много предложений отдельных квартир от 47 до 63 т.р. Дом давно готов, или практически готов, но ситуация с его сдачей остается до конца неясной.
Не ясна и судьба проекта строительства ЖК «Триумф» перед перекрестком улиц Банковская и Дзержинского, в центре города. По проекту это должен быть дом с подземным паркингом. 4 секции, 12-14-16 этажей. Предполагалось, что его строительство начнется во 2 квартале текущего года, а сдача произойдет в конце 2014 г., но пока всё свелось к расчистке и ограждению площадки.
Названные выше четыре объекта, где есть в продаже квартиры – монолитно-кирпичные дома. Панельное жильё эконом-класса в Солнечногорске строится в микрорайоне Рекинцо, справа от шоссе при въезде в город со стороны Москвы. Сейчас в продаже остаются последние квартиры в огромном доме серии П-111М (17 этажей, 9 секций). Это корпус 3 жилого комплекса Рекинцо-2. Дом готов, сдан, цены квартир: 52 – 54 т.р. Ранее были построены и проданы еще четыре корпуса (1, 5, 6, 8) в этом микрорайоне.
Оценивая конкурентные позиции новостроек Солнечногорска на областном рынке, надо иметь в виду и проекты в поселках Поварово и Жуково (Березки) – цены там ниже, инфраструктура очень слабая, но Москва ближе – на 13 и 9 км соответственно. Эти поселки находятся не на Ленинградском шоссе, а близки к Октябрьской железной дороге. В Поварово, по планам, уже в 2014 г. будет действовать «наземное метро» (подробности см. ниже). Дома в Поварово и Жуково строятся, и кое-где там есть большой запас проектных объемов на будущее.
Так, в Поварово строится ЖК «Поварово-Первый». В проекте микрорайона - 11 многоэтажных корпусов, строятся первые два монолитно-кирпичных корпуса по 6 секций, 14 – 16 этажей. Монтаж корпуса 1 завершен, ввод планируется на конец августа с.г., цены в диапазоне 44,7 – 56,8 т.р. Монтаж корпуса 2 доведен до 5-го этажа, ввод намечен на конец 2014 года, цены - 41,5 – 51,4 т.р.
Ближе к станции и Ленинградке недавно запущен другой проект, более скромных масштабов - ЖК «Поварово-Молодежный». В стартовом доме - 17 этажей, 3 секции, монолит-кирпич. «Однушки» уже предлагаются по 49 – 52 т.р. за метр, «двушки – по 41 – 44 т.р. за метр. Стадия - площадка, ввод - 3 кв. 2015 г. В проекте ожидается строительство еще одного или двух домов.
В Жуково, рядом с платформой Березки, строится ЖК «Берёзки». Первый дом – на стадии отделки, ввод в 3 кв. 2013, остались в продаже многокомнатные «пентхаусы» на верхнем этаже по 40 т.р. за метр. Второй дом – на нулевом цикле, ввод намечен на 2 кв. 2014 г., «старт продаж – от 40 т.р.». В проекте – третий дом, в каждом из трёх - по 17 этажей в одной широкой секции, монолит-кирпич. Минусами этого объекта являются слабость инфраструктуры Жуково и отсутствие автобусного сообщения с поселком. Электрички в Березках останавливаются редко.
А теперь снова вернемся в Солнечногорск…
Дорога или жизнь
Да, Сенеж прекрасен, но большинству людей, которые когда-то проездом побывали в Солнечногорске, к сожалению, скорее всего, запомнился не он, а забитое автомобилями Ленинградское шоссе.
Сегодня Ленинградка – главная проблема и беда города.
Отметим в скобках - а необходимость сквозного проезда по Клину, Солнечногорску и Химкам, без объездов – главная беда для тех, кто движется по старому Ленинградскому шоссе в Московской области.
Сейчас по улице Красная (так называется Ленинградское шоссе в черте Солнечногорска) проходит 130-170 тыс. автомобилей в сутки, среди них много грузовиков, в том числе и ночью, и ранним утром.
Двухуровневых развязок в Солнечногорске нет, СЕМЬ светофорных пересечений в черте города собирают огромные пробки на основном ходе Ленинградки. Сильное загрязнение воздуха, пыль и шум – лишь самые очевидные проблемы. Внутреннее движение по городу затруднено – проездов-спутников нет, параллельно Ленинградке идут лишь короткие отрезки улиц. Тротуары на Красной улице защищены отбойниками, чтобы машины не пытались проехать по ним.
Автобусы в Москву, вязнущие в пробках, к счастью, имеют сравнительно предсказуемую по времени в пути железнодорожную альтернативу – Ленинградское (Октябрьское) направление. Сейчас от солнечногорской станции Подсолнечная идут к Москве 47 пар рейсов электричек в сутки, в часы пик интервал составляет 10-20 мин., однако дневной перерыв превышает 1,5 часа. Время в пути до Ленинградского вокзала – от 54 мин. до 1 часа 20 мин., в среднем около 1 часа 10 мин. На 15 минут меньше – если сойти на платформе Петровско-Разумовская, там есть длинная и неудобная пересадка на одноименные кросс-платформенные станции двух линий метро, вторая из которых достраивается и заработает уже скоро, в 2014 году.
Проект «наземного метро», шумно обсуждаемый перед предстоящими выборами, к сожалению, немного не «дотянется» до Солнечногорска. Эта система организации учащенного движения пассажирских электричек по выделенным путям должна заработать на Ленинградском (Октябрьском) направлении быстрее всех остальных, уже в 2014 году. Но главной станцией на этой линии станет Крюково, обслуживающее Зеленоградский административный округ столицы, а конечной – станция Поварово, на 13 км ближе к Москве, чем Подсолнечная в Солнечногорске.
Это может дать дополнительный козырь новостройкам посёлка Поварово в глазах областных покупателей, выбирающих жильё эконом-класса на Ленинградском направлении.
Важно иметь в виду, однако, что и для Солнечногорска в сфере транспорта дела обстоят совсем не безнадёжно… и даже более того!
На пороге больших перемен…
Сейчас проезд от Солнечногорска до МКАД – 44 километра по старой Ленинградке - занимает около 50 минут по сравнительно свободной трассе, и до 1,5 часа и больше – с пробками, которые на маршруте, как правило, есть, практически каждый день, и не только в пиковые часы.
Но уже осенью 2014 года должен открыться первый отрезок новой платной автомобильной трассы Москва – СПб, длиной 43,1 км (15 – 58 километр), который строится с осени 2011 года. Он очень резко улучшит доступность Солнечногорска автотранспортом из Москвы.
Этот отрезок примкнет с востока к старой Ленинградке развязкой за селом Пешки, за 4 км до въезда в Солнечногорск, и примерно за 7 км до центра города.
Проезд по нему займет 25-30 минут (расчетная скорость трассы – 150 км/ч, максимальная разрешенная – возможно, будет 130 км/ч, но по пути придется пересечь пять платежных зон). О пробках беспокоиться не придется, уже от Зеленограда на каждом направлении движения бессветофорной трассы будет по 4, а на отрезке от МКАД до Шереметьево – по 5 широких полос по 3,75 метра каждая. Стоимость проезда этого отрезка, как обещают концессионеры, составит 156 руб., причем будут предусмотрены скидки для ежедневного режима поездок.
Таким образом, жители города уже не будут зависеть от пробок на старой дороге, и в часы пик смогут добираться до Москвы автотранспортом практически втрое быстрее – за 30 – 35 минут!
Можно ожидать, что, наряду с автобусным маршрутом 440, следующим по старой Ленинградке от Солнечногорска до станции метро Войковская в Москве, вскоре появятся автобусы – скоростные экспрессы до крупного транспортно-пересадочного узла над строящимся метровокзалом «Улица Дыбенко» у Бусиновской развязки, на входе новой питерской трассы в Москву. Эта станция метро – новое окончание Замоскворецкой линии - должна открыться уже в начале 2015 года.
Но это будет только начало перемен к лучшему в Солнечногорске.
Вся новая 650-километровая автомобильная трасса до СПб, включая следующий, второй отрезок, который начнется от развязки за Пешками, и обойдет Солнечногорск с запада, должна, по новым планам, открыться к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Таково требование руководства страны, и необходимость этого никем не оспаривается. Вероятно, этот второй отрезок трассы могут открыть еще раньше.
Это вновь значительно улучшит качество жизни в Солнечногорске – старая трасса разгрузится, пробки в черте города уменьшатся, город наконец-то вздохнёт полной грудью. Можно ожидать, что после этого неизбежно последует оживление на рынке жилья, запуск новых строительных проектов, которые по формату и обеспеченности собственными инфраструктурными объектами должны будут соответствовать новым требованиям, зафиксированным на областном уровне.
Вырастет и инвестиционная привлекательность Солнечногорска. Трасса позволит успешно реализовать в городе и его окрестностях современные производственные и логистические проекты.
Город у большого и чистого озера, с прекрасным пляжем в городской черте, с современной инфраструктурой и свежим воздухом, всего в получасе езды автомашиной от Москвы – недалекое будущее, которое, как мы надеемся, скоро станет для Солнечногорска настоящим.