Часть 2 – Железнодорожная линия Смоленского (Белорусского) направления и мультимодальный транспортный узел в Сколково
Это вторая часть обзора, посвященного перспективам развития основных транспортных путей московской агломерации, ведущих в западном направлении. Первая часть была посвящена предстоящим изменениям на автомобильных трассах.
От площади Тверской заставы…
В 1868г. началось строительство Московско-Брестской железной дороги. В 1870г. был торжественно открыт Московско-Смоленский участок, и вдоль новой трассы стали расти пристанционные посёлки. Второй путь на отрезке от Москвы до Кубинки был готов уже в 1879 году. Из-за большого количества пассажиров первое здание Белорусского вокзала вскоре пришлось реконструировать. Новый, втрое больший вокзал, который поражал своей архитектурой и новейшим для того времени техническим устройством, открылся двумя очередями в 1910-1912 годах. Именно здесь, впервые в Москве, появились аппараты, которые сами печатали железнодорожные билеты. С тех пор вокзал расширялся ещё трижды – в 1938, 1976 и 2009 годах.
Логика прокладки трассы железной дороги в 19 веке была такова – обойти населенные пункты на Можайке, но вплотную к ним, чтобы пассажирские станции могли их удобно обслуживать. С тех пор прошло полтора века, каждая станция в это время была точкой роста застройки – как со стороны «своего» городка или села, так и с противоположной, изначально незастроенной стороны.
Сегодня железнодорожная линия Смоленского (Белорусского) направления интенсивно используется для пригородных пассажирских перевозок, во многом определяя популярность квартир и новостроек города-спутника Одинцово, который по объёму жилищного строительства занимает в Московской области почётное второе место, уступая лишь Красногорску.
Те, кто использует эту линию для регулярных поездок в Москву, имеют замечательный выбор из пяти (а скоро – шести) вариантов выхода из электрички – пересадки на метро в Москве, с близкой перспективой дальнейшего улучшения:
-
Кунцево – две линии метро (ст.м. Кунцевская), а будет мощный ТПУ «Кунцевский» и новая станция третьей линии – на Третьем пересадочном контуре метрополитена, уже в 2015 году;
-
в том же году на Смоленском направлении появится новая остановка электропоездов, Славянский бульвар, с обустроенным переходом на одноименную станцию метро;
-
Фили – станция метро Фили, рядом ТЦ Филион и Горбушка;
-
Тестовская – неподалеку будет главный транспортный узел Москва-Сити, станция метро Международная, там же в будущем – вокзал «Аэроэкспрессов» во все три столичных аэропорта;
-
Беговая – станция метро Беговая на популярной Таганско-Краснопресненской линии;
-
Белорусский вокзал – две линии метро, в том числе Кольцевая – второй пересадочный контур столичной подземки.
Этот блестящий выбор вариантов пересадки на метро со Смоленского направления выглядит особенно впечатляюще, если сравнить его с другими железнодорожными осями столичного региона.
Ведь на других направлениях, не доезжая вокзала, не всегда удобные пересадки можно совершить лишь в одном-двух местах. А на Ярославском направлении вообще пересесть на метро можно, только добравшись до конечной остановки – самого Ярославского вокзала.
А здесь, на Смоленской ж/д линии, время в пути электричкой, например, от станции Голицыно – самой дальней на интересующей нас сейчас территории области до кольца А107, по расписанию составит лишь 33 мин. до Кунцево, 40 мин. до Тестовской, 44 мин. до Беговой, 50 мин. до Белорусского вокзала.
Экспрессы – скоростные электрички РЭКС (7 рейсов в день, включая часы пик) – проводят в пути 38 мин. до Беговой, 44 мин. до вокзала.
На станции Кунцево РЭКСы пока не останавливаются, но, вероятно, будут после ввода ТПУ – от Голицыно время в пути составит около 28 мин., что уже соизмеримо со временем прямой поездки в метро от Митино до Кунцевской.
ТПУ «Кунцевский», строительство которого уже согласовано властями Москвы, станет крупнейшим транспортно-пересадочным узлом на западе города. В числе прочего, он обеспечит связь с городом и ММДЦ «Москва-Сити» для инновационного центра Сколково и Международного финансового центра в столичном анклаве Рублёво-Архангельское.
Окончательный вид этот узел приобретет в период после 2016 года, когда начнётся основное строительство. Общая площадь капитальных объектов ТПУ достигнет в итоге 173,5 тыс. кв.м.
В его составе будут:
-
перестроенная «двойная» станция «Кунцевская» Арбатско-Покровской и Филёвской линий;
-
новая одноимённая станция Третьего пересадочного контура метро (ввод – 2015 год);
-
пассажирская станция «Кунцево» Смоленского направления МЖД;
-
удобные перроны посадки-высадки НОТ и маршрутных такси (ныне - более 30 маршрутов);
-
перехватывающая парковка на 600 мест для машин, следующих по Рублевскому шоссе.
Более половины общей площади комплекса, по проекту, составят коммерческие объекты — торгово-развлекательный комплекс и офисы, а также гостиница. Однако они будут обеспечены отдельными собственными парковками – на 560 и 170 машиномест.
А что собираются делать сами железнодорожники?
На Смоленском (Белорусском) направлении Московской железной дороги сейчас реализуются два взаимосвязанных проекта: «Организация ускоренного движения на участке Москва – Усово» и «Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва – Одинцово». Осуществление этих проектов позволит повысить скорость и комфортность пригородных пассажирских перевозок. В частности, гостей инновационного центра Сколково с Белорусского вокзала будут возить скоростные «Аэроэкспрессы».
Проект включает в себя не только обновление железнодорожной инфраструктуры на Усовской ветке, о которой речь пойдёт ниже, но и капитальные работы на основном направлении – радикальную реконструкцию станции Фили, а также укладку III и IV главных путей, строительство под них двухпутного путепровода над Шмитовским проездом и двухпутного 196-метрового железнодорожного моста через реку Москву. Работы начнутся в текущем году, и должны завершиться уже в 2014-ом.
В Филях будет полностью переустроена железнодорожная инфраструктура, сооружены две пассажирские платформы, реконструирован пешеходный мост и построен подземный тоннель с выходом на платформу. Позднее будут обустроены другие новые высокие платформы для остановки скоростных поездов - «Славянский бульвар» (с организацией пересадки на метрополитен), «Центр «Сколково», «Одинцово».
Открытие в сентябре 2008 года станции метро «Славянский бульвар» на действующем отрезке путей Арбатско-Покровской линии между станциями «Парк Победы» и «Кунцевская» резко изменило схемы движения наземного общественного транспорта. Станция находится на участке между Кутузовским проспектом и Смоленским направлением МЖД, и стала важным узлом пересадки на автобусы и маршрутные такси. Вскоре она войдёт в состав нового транспортно-пересадочного узла, вместе с упомянутой выше новой одноименной остановкой электропоездов, которую построят к 2015 году.
Строительство остановочного пункта для пассажиров ИЦ Сколково и остановки ускоренных электропоездов «Москва – Одинцово» планируется в непосредственной близости от существующей остановки «Трехгорка». Подробности о мультимодальном пересадочном узле Сколково будут изложены ниже. Что качается ОАО «РЖД», то оно отвечает здесь за строительство пассажирских платформ, двух дополнительных путей, и некоторых искусственных сооружений.
На первом этапе РЖД планирует запустить на линию в Сколково электропоезда ЭД4МКМ-Аэро, максимальная скорость которых 130 км/час, позднее будет запущен новейший электропоезд Desiro Rus, скорость которого может достигать уже 160 км/час.
Служба корпоративных коммуникаций МЖД уверена, что реконструкция на Белорусском направлении позволит обеспечить не только транспортную доступность ИЦ Сколково, но и перспективы серьёзного роста размеров движения к 2020 году от Москвы до Одинцово и Усово.
Паровозик из Ромашково
Уютная «дачная» боковая ветка от Рабочего Посёлка до станции Усово была построена в 20-е годы прошлого века, и первыми пассажирами поездов на ней были рабочие. С тех пор изменилось многое, и сегодня ветка является железнодорожным дублером Рублёвки, вошедшей в массовое сознание, как общероссийский символ роскошной жизни олигархов и крупных чиновников в огромных загородных особняках среди сосен, вблизи от Москвы-реки. Но транспортная альтернатива для «простых смертных» ещё жива.
Усовская ветка не раз планировалась к закрытию для строительства дублёра Рублёво-Успенского шоссе, однако работает до сих пор, пропуская 10 пар рейсов электричек в будни и ещё две дополнительных – по выходным.
В августе 2012 года ОАО «Российские железные дороги» начало масштабную реконструкцию Усовской железнодорожной ветки. В октябре на платформе Ильинское был, к сожалению, снесен последний в России деревянный вокзал «дачного» типа – своеобразный памятник длившейся десятилетиями спокойной и уютной загородной жизни в докапиталистическую эпоху.
А уже в январе Московская железная дорога сообщила, что в 2014 году планируется запустить скоростные электрички ООО «Аэроэкспресс» между Белорусским вокзалом Москвы и станцией Усово на Рублево-Успенском шоссе.
Цель проекта - обеспечить доставку пассажиров за 30 минут в центр города в комфортабельных условиях, не только сократить время в пути от Рублево-Успенского шоссе до Белорусского вокзала, но и удобно пересесть там, при желании, на «Аэроэкспресс» в Шереметьево.
«На участке будут курсировать ускоренные электропоезда - по 25 пар в сутки со временем в пути 30 минут и получасовым интервалом движения в «час пик». При этом существенно улучшится и состояние инфраструктуры, в том числе - шести пассажирских платформ - Ромашково, Раздоры, Барвиха, Ильинская, Усово. МЖД не планирует здесь строительство зданий вокзалов и касс, однако платформы будут оснащены терминалами по продаже билетов и навесами, защищающими от непогоды», - говорилось в сообщении.
Недавно, 26 апреля, было объявлено, что строительство 6 новых высоких пассажирских платформ на участке от станции Кунцево-II до станции Усово уже завершается. Предусмотрена также замена верхнего строения пути на протяжении 14,2 километра, укладка бесстыковых путей, ремонт железнодорожных переездов. Работы планируется завершить до конца 2013 года.
Вместе с тем, уже в текущем году компания «Аэроэкспресс» должна приступить к строительству современного вокзала с паркингом на конечной станции Усово. Вокзальный комплекс должен располагаться преимущественно над железнодорожными путями, он будет оснащен современными технологиями и нацелен на создание комфорта и удобства для пассажиров.
Ранее представители «Аэроэкспресса» поясняли, что концепция проекта такова: местные жители будут доезжать до станции, оставлять там свои автомобили и передвигаться в столицу по железной дороге в поездах – таким образом, это поможет разгрузить Рублевское шоссе.
Поживём – увидим… но идея заслуживает внимания.
Сколковский узел
В июле 2012 года заинтересованные стороны подписали соглашение об основных условиях взаимодействия при строительстве Мультимодального транспортного узла (хаба), обеспечивающего транспортную доступность инновационного центра Сколково.
В районе железнодорожной станции Трехгорка предстоит строительство капитального транспортного узла площадью около 30 000 кв.м, который станет центральным входом на территорию ИЦ Сколково. Там будет осуществляться пересадка на внутренний общественный транспорт инновационного центра.
Предусмотрено строительство конкорса (длинного распределительного пересадочного зала), обеспечивающего посадку/высадку пассажиров на новые железнодорожные платформы вблизи от станции Трехгорка. Конкорс обеспечит также и переход через федеральную трассу М-1 «Беларусь». Проект включает зону общественного транспорта, зону транспорта ИЦ Сколково, и, конечно, коммерческие площади в пешеходных и транспортных зонах - магазины и объекты общепита.
Проект реализуется в два этапа, первый – строительство и сдача конкорса – должен быть завершен к маю 2014 года, а второй – сдача всего объекта – в конце 2015 года. Стоимость проекта – 3,9 млрд. руб.
Сообщается, что остановки общественного транспорта ИЦ Сколково будут расположены прямо у железнодорожных платформ, для минимизации времени пересадки. Предусмотрено строительство над железнодорожными путями и Минским шоссе моста с крытой галереей, в которой пройдут пешеходные и велосипедные пути, а также траволатор. Мост будет связан с железнодорожными платформами, эскалаторами, лестницами и лифтами, остановками на Минском шоссе.
Весь комплекс, а также лифты, платформы и эскалаторы будут обеспечивать доступность передвижения инвалидов.
Будет построена перехватывающая парковка на 4-5 тысяч машиномест. Предусмотрено создание посадочных зон такси и автомашин, пунктов проката и стоянок велосипедов.
Тогда, в июле 2012 года, президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг заявил: «Транспортный хаб строится не только для Сколково, а для всех близлежащих районов Москвы и Подмосковья. В его создании принимают активное участие Министерство транспорта РФ, компания РЖД, Росавтодор, а также власти Москвы и Подмосковья. В частности, существующие железнодорожные пути будут реконструированы и скоростные поезда «Аэроэкспресса» станут ходить до Одинцова. Таким образом, из центра Москвы до Сколково можно будет добраться за 20 минут».
Подведём итоги
Реализация транспортных и инфраструктурных проектов на западном направлении, предстоящая в ближайшие три-четыре года, способна существенно улучшить условия сообщения с Москвой не только для быстро растущего Одинцово и территории инновационного центра Сколково, но и для ряда других городских образований, среди которых можно назвать города Голицыно и Краснознамёнск, посёлки Лесной городок и ВНИИССОК, Большие Вяземы, Трехгорка и Новоивановское. Популярность жилых новостроек в этих населенных пунктах от этого, безусловно, не пострадает.
Доступность объектов загородной недвижимости в зоне влияния Можайского и Минского шоссе, а также железной дороги основного хода Смоленского направления и Усовской ветки, также улучшится. Эксперты отмечают, что уже по итогам прошлого года спрос на проекты высокобюджетной загородки на Минском шоссе вырос на 15%, и прямо связывают этот необычный на общем фоне факт с тем, что Минка получила дополнительные козыри из-за начала реконструкции трассы и строительства Северного обхода.
Старые пути совершенствуются, и строятся новые. В частности, те, кто пожелает воспользоваться платными автотрассами или относительно дорогостоящими скоростными «Аэроэкспрессами», смогут комфортно перемещаться в центр Москвы и обратно за время, уже вполне сравнимое с тем, что требуется для этого жителям некоторых спальных районов столицы в черте МКАД, использующим для этого городские улицы и линии метро.
Эти обстоятельства, по мере их воплощения и осознания рынком, надо полагать, постепенно приведут к дополнительному росту стоимости жилой недвижимости западного направления во всех сегментах… кроме, быть может, особняков на Рублёвском щоссе. Автор рекомендует тем, кто рассматривает перспективы приобретения недвижимости в описываемой зоне, иметь в виду эти предположения.