В 2014-2015 годах транспортные связи г. Химки с Москвой существенно улучшатся в связи с ожидаемой и уже ведущейся реализацией обширных планов транспортного строительства.
В связи с этим ожидается заметное увеличение комфортности жизни в пределах городского округа и прилегающих территорий, а также значительный рост стоимости жилья.
Трасса меняет всё?
Уже сегодня Химки имеют три выхода на МКАД, два из которых – Ленинградское шоссе и ось «Новокуркинское шоссе – Молодежная ул. – ул. Свободы» - уходят в глубину Москвы, причём эти трассы сопровождаются двумя линиями московского метро – от конечных станций «Речной Вокзал» и «Планерная» соответственно. У станций действуют недавно построенные транспортно-пересадочные узлы. Загрузка этих узлов пересадками с многочисленных автобусов сегодня высока. Въезды также перегружены транспортом, пробка на Ленинградке в Химках знакома многим водителям.
Третий выход на МКАД в Куркино, введенный в сентябре 2011 года, смягчил ситуацию, но не решил проблему до конца.
Но в ближайшие годы многое изменится, причём радикально.
Ввод первого участка новой автотрассы «Москва-Санкт-Петербург» осенью 2014 года резко уменьшит нагрузку на существующее Ленинградское шоссе в Химках.
После этого начнется капитальная реконструкция старой Ленинградки на отрезке от МКАД до поворота на Шереметьево-1, с расширением основной проезжей части с нынешних шести до 10-ти полос движения, с устройством подземных переходов и заездных карманов у остановок общественного транспорта. В Химках будут построены две мощных развязки на пересекающих Ленинградку направлениях. А на рубеже Химок и Молжаниновского района САО – новый широкий двойной путепровод через Октябрьскую железную дорогу, а за ним – новая сложная развязка Международного и Ленинградского шоссе. Позднее к этому узлу присоединят и Новокуркинское шоссе.
Проект реконструкции будет обеспечен финансированием за счет столичного бюджета. Он уже утвержден ГЗК Москвы и прошел публичные слушания в Химках. Окончание реконструкции намечено на 2016 год.
А куда двинется дальше поток машин, подходящий к МКАД по новой питерской автотрассе?
Да, в Куркино, например, построен лишь дополнительный выход на МКАД, удобный и современный, но не имеющий продолжения за кольцевой дорогой - самостоятельного въезда вглубь Москвы.
К счастью, новой санкт-петербургской трассе такая судьба не грозит.
От Бусиновской развязки на МКАД Москва построит её мощное продолжение. Там начнется один из двух важнейших и дорогостоящих хордовых транспортных проектов новой столичной администрации – Северо-Восточная хорда. На первом отрезке она пойдет параллельно путям Октябрьской ж/д, но вскоре система новых развязок разведет потоки транспорта к востоку, прямо – на Дмитровское шоссе, и к западу – на вторую, Северо-Западную хорду, строительство которой уже идет.
Но по рельсам – быстрее!
«Метро в Химках будет. Могу это с уверенностью сказать.» (Мэр г.о. Химки Олег Шахов, здесь и ниже - эфир радио «Серебряный Дождь, 13 февраля 2013 г.)
С начала марта городские власти Химок один за другим публикуют проекты важнейших документов, разработанных при участии команды нового мэра Олега Шахова – Генеральный план городского округа Химки, Местные нормативы градостроительного проектирования, Правила землепользования и застройки, а также концепция мастер-плана развития городского округа.
Эти документы содержат конкретную, в том числе и графическую информацию о планах, которые раньше публично обсуждались только на словах.
В интервью газете «Московский Комсомолец», 19 марта 2013 г. первый заместитель мэра Химок Раис Ахмадеев сообщил, что скоро Октябрьская железная дорога станет четырехполосной, один путь будет отдан скоростной электричке с интервалом движения 5–7 минут.
«Кроме этого у нас есть готовый проект подводки монорельса от метро «Планерная» до ИКЕА. Проект находится в очень высокой степени готовности», заявил вице-мэр. «Теперь всё зависит от того, как быстро Москва согласует нам присоединение линии монорельса к метро. Начаться строительство может уже в этом году. А поскольку все будет на эстакадах и больших вложений не требуется, то за год-полтора проект может быть завершен».
Ранее сам мэр описывал этот проект так: «…монорельс в хорошем смысле этого слова, который будет иметь 4 – 5 остановок. Людям действительно будет очень удобно добираться до метро «Планерная», мы постараемся разместить остановки в хороших местах».
На схемах Генерального плана теперь можно увидеть проектируемую трассировку и намеченные остановочные пункты будущей линии монорельса.
Концепция мастер-плана содержит некоторые детали. Строительство Надземной транспортной скоростной системы (НТСС) по маршруту ТРК «Мега-Химки» (ИКЕА) — ст. метро «Планерная»
позволит за 16 минут перевозить 420 пассажиров. Маршрут будет обслуживать 10 подвижных составов.
Да, монорельс – это уже очень много. За считанные минуты большинство жителей Химок смогут добираться до метро, причём - независимо от погоды и ситуации на дорогах.
Строительство 4-го главного пути на Октябрьской ж/д через Химки, на отрезке Москва – Крюково, действительно стоит первым в числе первоочередных мероприятий в опубликованной только что московским правительством «Схеме развития Московского железнодорожного узла». Сроки – до 2015 года. Кроме того, идет выбор варианта строительства ветки «Химки – Шереметьево».
Появится новая остановка электропоездов - «Химки–2» в районе многофункционального комплекса «Мега-Химки» (ИКЕА). По замыслу нового мэра, в перспективе вокруг неё сформируется новый, крупнейший транспортно-пересадочный узел «Химки-2», который соединит в себе сразу несколько видов транспорта: автомобильный, железнодорожный и монорельс, или «легкое метро».
Но что же с настоящим, подземным метро? Будет ли оно, обещанное мэром, когда-нибудь построено в Химках, или хотя бы в смежном с Химками столичном районе Куркино за чертой МКАД?
Москве, так или иначе,придется строить метро в Молжаниновке, а в удаленной перспективе – тянуть его и в Зеленоград. И первый же взгляд на карту показывает – Химок при этом не миновать.
Техническая зона (полоса) под строительство линии метро, проходящая по Новым Химкам, заложена в проектные документы давно. Она должна была стать коридором для перспективной, совершенно новой хордовой линии от «Марьиной Рощи» или «Нижней Масловки» на Третьем пересадочном контуре, пройти до «Речного Вокзала» (по новым планам - до «Беломорской») на Замоскворецкой линии, с пересадкой, затем резко свернуть к западу, пройти под водохранилищем и МКАД, и затем - по длинной оси Новых Химок.
Как видно на схемах Генерального плана, далее, около развязки Международного и Ленинградского шоссе техзона этой линии пересекает Октябрьскую ж/д и Ленинградку, и дальше идет по Молжаниновскому району САО, параллельно Ленинградскому шоссе, но восточнее.
Однако создание этой линии отнесено на будущее… пока, к сожалению, на неопределенный срок.
Некоторое время, в 2011 г., в обширных планах метростроения команды нового столичного мэра присутствовал другой проект – продление Таганско-Краснопресненской линии от Планерной коротким отрезком в Новые Химки, со строительством одной станции. В перспективе эта станция должна была стать пересадочной с ТКЛ на линию, о которой говорилось выше. Две параллельных станции должны были располагаться в Химках под бульваром, ныне известным, как «Химкинский Арбат», восточнее «длинного» дома № 6 по Куркинскому шоссе. Но этот проект пока также отложен.
Последняя версия планов Москвы – официальная схема «Развитие системы метрополитена Москвы до 2020 г.», опубликованная в марте 2013 г., не содержит планов строительства метро непосредственно в Химках.
И тем не менее, даже в ближайшие годы для Химок не всё так безнадёжно!
В декабре 2012 г. мэром Москвы принято принципиальное решение об ускорении строительства нового участка Замоскворецкой линии от станции «Речной вокзал», с новыми станциями — «Беломорская улица» и «Улица Дыбенко», со сдачей в эксплуатацию в декабре 2014 г.
Как следует из утвержденного проекта планировки, «при проектировании линии учитывается возможность организации пересадочного узла с новой хордовой линией метрополитена в район Молжаниновский и городской округ Химки на расчетный срок». Западный вестибюль «Беломорской» проектируется с возможностью организации пересадки на будущую станцию этой, уже известной нам, линии.
А пока предусмотрено формирование мощного транспортно-пересадочного узла – на основе станции «Улица Дыбенко», с размещением большой площадки для автобусов, а также перехватывающего паркинга. К этому узлу будут передвинуты конечные остановки множества автобусов и маршруток, которые сейчас идут до «Речного Вокзала». Эти меры значительно сократят время в пути автобусами и маршрутными такси из Химок.
Сооружение линии метрополитена, организация современного ТПУ с паркингом у станции «Улица Дыбенко, по расчетам проектировщиков, позволят:
-
сократить на 3,0 км дальность подвоза к метрополитену жителей городского округа Химки;
-
снизить размеры движения транспорта на Ленинградском шоссе, что позволит улучшить условия движения автотранспорта и сократить время поездки.
-
снизить загрузку перегруженного транспортно-пересадочного узла «Речной вокзал».
И не будем забывать – станция Химки Октябрьской ж/д, связанная автобусами и маршрутками со всеми районами городского округа, скоро получит скоростные электрички, которые будут двигаться по новому, выделенному 4-му пути, с коротким интервалом, почти как в метро!
А откуда деньги?
«Городской округ Химки – это сердце Москвы. Как вы знаете, со всех сторон у нас Москва. Это и Куркино, и Молжаниновский район, и далее - Зеленоград» (Мэр г.о. Химки Олег Шахов)
Почему транспортная ситуация в Химках улучшается намного, несравнимо быстрее, чем в других областных городах - ближних спутниках столицы? Ответить на этот вопрос вовсе не так уж сложно. По территории города и всего городского округа проходят наиболее удобные, или единственно возможные пути, связывающие основную территорию Москвы внутри МКАД с важнейшими объектами – как в масштабе столичных пригородов, так и всей страны.
Это названные выше московские территории - Молжаниновка и Куркино, а также целый столичный округ – Зеленоградский. Для Москвы это – важнейшие, пока не слишком плотно застроенные точки роста, развитие и улучшение доступности которых – один из приоритетов мэра Сергея Собянина.
Это крупнейший международный аэропорт Шереметьево, который уже ведёт масштабную реконструкцию, в рамках которой будет построена новая, третья ВПП с собственным терминалом, более удаленная от МКАД и Химок, чем две полосы, используемые сейчас. Инвесторы рассчитали - именно поток пассажиров в аэропорт станет важным источником дохода для первого участка платной автомагистрали. Напомним, что химчане смогут совершенно бесплатно пользоваться отрезком этой трассы от развязки у Старбеево, который даст им уже четвертый комфортный выход на МКАД, а также на Северо-Восточную и Северо-Западную хорды.
Много полезного будет сделано и за счет местного бюджета – так, уже этим летом будет капитально отремонтировано Новосходненское шоссе, и мост через реку Сходня. В планах - организация бессветофорного движения по основным дорогам (Юбилейный проспект и улица 9-го Мая), со строительством надземных и подземных пешеходных переходов, создание так называемых «умных остановок» у станции Химки и в других важных узлах наземного общественного транспорта.
Играет роль и популярность, в том числе и у москвичей, крупнейшего торгово-развлекательного комплекса «Мега-Химки» - ведь именно до него другой инвестор сейчас собирается довести новую линию монорельса.
Химки – северо-западные ворота столицы России, на путях, связывающих её со вторым столичным городом – Санкт-Петербургом, и всей северной Европой.
С быстрым развитием транспортных путей эта особенность расположения Химок из беды города превращается в главное преимущество – здравый смысл, к счастью, побеждает , и всё становится на свои места.
Жителям Химок повезло - новая инвестиционная петербургская трасса и капитальная реконструкция старой Ленинградки, оплаченная Москвой, в ближайшие два-три года радикально очистят лёгкие города.
Избавление от пробок уже само по себе – скачок, оно резко улучшает экологическую ситуацию, потому что автомобиль, пролетающий по трассе за считанные минуты, загрязняет воздух неизмеримо меньше, чем десятки минут ползущий в пробках, когда двигатель работает в наименее оптимальных режимах.
Но в Химках, более того, основная часть транзитного автотранспорта скоро пойдет по новой трассе, расположенной в стороне, восточнее города – а роза ветров в Московской области, как известно, такова, что любые выбросы в атмосферу смещаются преимущественно к востоку и юго-востоку. Кстати, именно поэтому северо-запад считается наиболее экологически чистым направлением в столице, а наиболее вредные предприятия всегда строились с противоположной стороны.
А жизнь – то налаживается…
Да, качество жизни химчан скоро значительно улучшится. Воздух в городе станет чище, дороги освободятся от пробок, пути в Москву станут короче, разнообразнее и удобнее.
Как это отразится на стоимости жилья в городском округе? Построить гипотезу не особенно трудно.
Генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая считает, что главной причиной роста цен в Химках) в 2012 году было предстоящее улучшение транспортной ситуации. По её данным, на этом фоне стоимость площадей в новостройках Химок показала рост более 10%. В текущем году она ожидает продолжения роста цен темпами, опережающими средние по рынку.
Денис Бобков, руководитель аналитического центра компании «Est-a-Tet», полагает, что в 2013 году рост цен составит порядка 10-12 % и будет оставаться на уровне инфляции. В зависимости от стадии готовности объектов цены по некоторым проектам будут расти, прирост, по его мнению, может составить 10-15 %.
А вот глава компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталев считает, что у Химок есть достаточный потенциал для повышения цен, и планы строительства послужат для этого стимулом. По его оценкам, эффект ожидания сыграет свою роль, и вскоре, уже через 1,5-2 года по стоимости жилой недвижимости Химки обгонят другие подмосковные города на 15-20 %.
Аналитический отдел агентства недвижимости «Арсенал» полагает, что именно уверенность в неизбежной реализации планов транспортного строительства – основной фактор, способный сегодня заставить локальные рынки определенных территорий Московской области расти выше инфляции.
И Химки – наиболее яркий пример этой зависимости.