Часть 1 – Автомобильные дороги
«В ближайшие годы на западе города должны произойти кардинальные изменения в транспортной системе» (мэр Москвы Сергей Собянин, на встрече с депутатами муниципальных образований ЗАО Москвы, 8 апреля 2013 г.).
Основные транзитные трассы, входящие в Москву с запада – древняя линия Можайского шоссе, сравнительно новая Минская трасса, а также Смоленское направление Московской железной дороги (от Белорусского вокзала) – естественно, играют также и локальную роль транспортных коридоров для территорий между Московским Малым кольцом (ММК или А-107) и МКАД, на которых в последние десятилетия идёт интенсивное жилищное городское и загородное строительство. Говоря о городских муниципальных образованиях в этой зоне, прежде всего надо иметь в виду Одинцово. Но не только – это также и посёлки Новоивановское, Лесной городок и ВНИИССОК, Большие Вяземы, малые города Голицыно и Краснознамёнск.
Транспортная доступность остаётся важнейшим фактором в ближнем Подмосковье – как для загородной недвижимости, так, конечно, и для городского жилья.
Реализация крупных проектов транспортного строительства в ближайшие годы здесь способна существенно повлиять на потребительские качества, спрос, и стоимость готовой и строящейся недвижимости во всех сегментах.
Трассы Можайского и Минского шоссе расположены по разному относительно населенных мест: старая Можайка проходит по населенным пунктам, и является главной улицей Одинцово, посёлка ВНИИССОК и Вязем, а Минка с первого километра прокладывалась именно как транзитная магистраль, в обход населенных мест, и движение по ней до сих пор намного менее стеснено. Населенные пункты, как правило, связаны с ней отдельными съездами – как Голицыно, спрятанный в лесах Краснознамёнск или то же Одинцово. Исключением, о котором речь ниже, стал лишь Лесной Городок.
Южнее Минского шоссе за МКАД начинается строительство объектов инновационного центра Сколково. Пути доступа в Сколково уже строятся, но эти проекты – лишь часть обширных планов федерального центра, города и области по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры на западном направлении.
В первой части нашего обзора мы расскажем о предстоящих изменениях на путях для автомобилей и автобусов, а во второй – о железнодорожных линиях и транспортном узле, который будет обслуживать будущий инновационный кластер в Сколково.
Древний путь
Историческая Старая Смоленская дорога, или Можайское шоссе, которое ныне обрывается за Бородинским полем, прямо на бывшей западной границе Московской губернии, столетиями служила главным и кратчайшим трактом, связывающим Москву и Россию с Европой. Путешественники и купцы, посольства, малые отряды и великие армии двигались по этой дороге, трассировка которой почти не изменилась со времён средневековья.
Считается, что этот старейший путь из Европы в Московские земли сформировался в XIV—XV веках, а оформился окончательно - к XVIII веку, хотя древний Можайск ещё с 1303 года стал западным форпостом Московского княжества.
Ныне транзитная связность дороги прервана. Вдали от Москвы, скажем, на отрезке между Дорогобужем и селом Семлёво Смоленской области, где, по легенде, отступающими войсками Наполеона был затоплен в озере обоз с московским золотом, древний тракт сегодня напоминает лесную тропу, по которой можно проехать лишь на хорошем внедорожнике.
Однако нас интересует сейчас лишь ближайший, до сих пор активно используемый отрезок Можайки – от Голицыно до МКАД и далее, до развязки с ТТК. Строго говоря, от Аминьевского шоссе столичная спецтрасса уже называется Кутузовским проспектом, но не кто иной, как сами власти Москвы подготовили постановление под названием «Об утверждении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети – Можайское шоссе от Садового кольца до МКАД».
В ближайшие годы – по планам, до конца 2015 года - Можайское шоссе внутри современных контуров Москвы ждет масштабная реконструкция. Магистраль станет бессветофорной, проезжая часть будет расширена, в каждом направлении на разных участках будет от 4 до 7 полос движения. Будут построены две развязки в разных уровнях.
Первая - это разворотный тоннель под Можайским шоссе перед МКАД, с выездами на Барвихинскую и Беловежскую улицы.
Вторая и главная - длинная 1,8-километровая шестиполосная эстакада основного хода Можайского шоссе, которая пройдёт над пересечениями с осями улиц Толбухина – Вяземская и Кубинка – Витебская (будущие оси двух направлений движения Северо-Западной хорды), а также с осью улиц Гвардейская - Рябиновая.
Также вдоль трассы с обеих сторон будут построены двух-трехполосные боковые проезды общей длиной 2,5 км. Появятся около 30 заездных карманов у остановок наземного общественного транспорта, будут реконструированы четыре и построен один новый внеуличный пешеходный переход.
Развязка на пересечении Можайского шоссе и МКАД, как ожидается, будет полностью реконструирована до конца 2013 года. Здесь появятся четыре дополнительных направленных съезда.
А что же дальше, за МКАД?
Как сообщил в феврале Марат Хуснуллин, на расширение Можайского (на этом отрезке – строго говоря, Минского) шоссе на двухкилометровом участке от МКАД до поворота на Сколково будет выделено около двух миллиардов рублей из средств федерального бюджета. Заместитель московского мэра надеется, что «Росавтодор», который будет капитально реконструировать этот отрезок трассы, совместит свой «федеральный» график работ с московским, и это позволит в 2014 году не только открыть новый въезд в российскую «Силиконовую долину», но и сократить пробки на пересечении Минки-Можайки с МКАД, и даже в районе города Одинцово.
Реконструкция длинной транспортной развязки на 19 км Можайского шоссе, за съездом к Сколково, – развилки Можайки и Минки и путепровода над железной дорогой, которая ведется за счёт средств Московской области, должна быть завершена в декабре 2013 г. В составе развязки предусмотрены также съезды к станции и поселку Трехгорка.
До 2015 года должно завершиться и строительство нового путепровода на 33 км, это поворот на 1-е Успенское шоссе у платформы Перхушково, работы там начнутся после завершения проектирования, уже предстоящей осенью.
Северный обход… и северный дублёр
В 2009 году «Росавтодор» и сформированный для реализации проекта консорциум «Главная дорога» подписали соглашение о строительстве и 30-летней эксплуатации на платной основе «Нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск». Проект реализуется на условиях концессии, в которой от государства на 60% участвует сам «Росавтодор». Шестиполосная современная бессветофорная трасса протяженностью 18,7 км начнется от новой развязки МКАД и Молодогвардейской улицы, пройдет севернее Одинцова и вольется в трассу М1 в районе поселка Лесной городок. На трассе предусмотрены 4 моста, 4 эстакады, 7 путепроводов и транспортная развязка. Это первый в Московской области опыт государственно-частного партнерства на таком высоком уровне. Строительство обхода началось в конце 2010 года, и все участники проекта и официальные лица неоднократно подтверждали срок его завершения - сентябрь 2013 г., и полного ввода дороги в действие – к декабрю.
Так, 19 апреля председатель правления компании «Автодор» Сергей Кельбах вновь подтвердил: «Обход Одинцова будет сдан в эксплуатацию осенью 2013 года».
Впервые за два последних десятилетия к МКАД будут присоединены два новых радиуса со стороны области - платные дороги Москва - Одинцово и, годом позже, Москва - Санкт-Петербург, отметил Марат Хуснуллин.
На всём протяжении трассы продолжается активная стройка. На сентябрь 2012 года, когда стройку посетил Дмитрий Медведев, объем выполненных работ оценивался уже в 65%.
Расчетная скорость движения по обходу составит около 120 км/ч, а плата за проезд – около пяти с половиной рублей за километр. За право промчаться по всей трассе за 10 минут водитель легковушки заплатит около 105 рублей, проезд грузовиков и автобусов обойдется в полтора-два раза дороже.
Но водители смогут воспользоваться новой трассой и не на полную длину – это будет стоить дешевле, а отрезок от МКАД будет преодолен ещё быстрее.
На протяжении дороги будет устроено четыре съезда:
-
на поселок Трехгорка;
-
на оба направления Подушкинского шоссе – в центр города Одинцово, и к Подушкино – Барвихе;
-
на Красногорское шоссе, ведущее к повороту на Власиху, и далее в Горки-2 на Рублёвке;
-
на оба направления Можайского шоссе, через сложную трехуровневую развязку.
Главным эффектом от проекта Северного обхода для жилой застройки в рассматриваемой нами зоне станет создание жителям Одинцово быстрой и комфортной альтернативы Можайке для пути в Москву.
Восьмикилометровый отрезок трассы с расчетной скоростью они смогут преодолевать за 4-5 минут, притормозив лишь раз – на пункте оплаты. Стоить это будет, если верить обещаниям «Росавтодора», около 45 рублей.
Жители Голицыно, Больших и Малых Вязем, посёлков Жаворонки и ВНИИССОК, западного края Одинцово смогут обойти отрезок Можайского шоссе от въезда в Одинцово до Москвы, перейдя на обход с Можайки, что сократит для них на этом пути время достижения МКАД с нынешних 30-40 минут до восьми-девяти.
Примыкание обхода к МКАД – новая Молодогвардейская развязка – сегодня активно строится.
Но дальше, в черте Москвы Молодогвардейская улица не является транзитной городской магистралью. Что же, достигнув МКАД, всем придётся сворачивать на неё? Через несколько лет – совсем не обязательно!
Главный ход трассы обхода будет продолжен в Москве Северным дублером Кутузовского проспекта.
Власти Москвы сейчас заканчивают подготовку к строительству первой платной автомагистрали в столице. Как заявил недавно Хуснуллин, все планировочные решения по Северному дублеру (СДКП) уже утверждены. Магистральная трасса длиной 10,3 км пройдет вглубь Москвы от Молодогвардейской развязки до ММДЦ «Москва-Сити», по обе стороны от полосы Смоленского направления МЖД, и частично - над самой железной дорогой. Из-за протестов жителей часть дороги придётся поднять на эстакады. Всего в эстакадном исполнении будет строиться не менее 30% длины автомагистрали.
В связи с изменениями в проекте строительство подорожало на треть и сейчас оценивается в 60 млрд. руб, то есть практически сравнялось по бюджету с первым отрезком новой питерской автотрассы, который вчетверо длиннее. Однако расчеты показывают, что расходы инвесторов окупятся уже при ежедневном трафике в 40 тыс. машин, а ожидаемый поток – на 10- 20 тысяч больше!
Да и город не может отказаться от этого проекта. Трасса дублера не только станет входом и продолжением Северного обхода Одинцово. Она необходима и для полноценного транспортного обслуживания ММДЦ «Москва-Сити», а также перспективной территории, примыкающей к деловому центру (так называемого «Большого Сити»), которая сейчас занята в основном подлежащими реконструкции промышленными зонами.
«Без Северного дублёра Кутузовского проспекта развивать Большой Сити невозможно» - заявлял Хуснуллин в прошлом октябре, а Сергей Собянин ещё два года назад справедливо охарактеризовал дорожную ситуацию вокруг «Москва-Сити», как «транспортный мешок».
Концессионный конкурс на строительство Северного дублера Кутузовского проспекта будет объявлен предстоящим летом, город уже ведет предметные переговоры с вероятными участниками – среди них ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк. Срок строительства составит три года, права на взимание платы – как предполагается, около 5 рублей за километр – концессионер получит на 30 лет.
Дублёр будет иметь развязку со строящейся Северо-Западной хордой, которая пройдёт по оси улиц Боженко и Кубинка. Однако с осью Рублёвского и Аминьевского шоссе, как и с Минской улицей, развязок не будет, СДКП пересечёт их без сходов, транзитом, по эстакадам.
Особенностью проекта дублёра станет и наличие двух промежуточных связок с Кутузовским проспектом.
Одна из них будет построена в районе станции метро «Славянский бульвар». Эта связка станет частью будущей эстакады Рублёвского шоссе, которая восстановит его старую трассу от Кутузовского проспекта, срезающую угол у станции Кунцево. Пока непонятно, будет ли эта рублёвская эстакада (а точнее, система из нескольких эстакад) строиться синхронно с дублёром, но частью проекта СДКП она не является.
Вторая связка, состоящая из далеко разнесенных съездов, предусмотрена в районе Поклонной горы.
Далее, перед Москвой-рекой дублёр разветвится на два рукава, которые пересекут реку по отдельным мостам и присоединятся, южный - к Краснопресненской набережной, а северный – к ТТК и проезду, огибающему с севера комплекс ММДЦ «Москва-Сити».
19 апреля Сергей Собянин ещё раз подтвердил, что Северный дублер Кутузовского проспекта, как и Южный, будет строиться в основном за частные деньги, и поэтому будет платным. Но у него будет бесплатная альтернатива – Кутузовский проспект и Можайка.
А теперь вернёмся на территорию области, где нашего внимания ждёт, вероятно, главная транзитная автотрасса России - федеральная автодорога М1 «Беларусь».
Дорога №1
Строительство новой прямой автодороги Москва-Минск было начато в 1936 году, и практически завершено к началу Великой Отечественной войны. Но асфальт на всём её протяжении был уложен лишь в 1956 году, а вид, сравнительно близкий к современному, трасса приобрела в годы перед московской Олимпиадой-80. Ныне федеральная автомобильная дорога М1 «Беларусь» (Минское шоссе) — это часть Европейского второго транспортного коридора, часть европейского маршрута E 30 и азиатского маршрута AH6.
Федеральные власти всегда старались поддерживать Минку в более или менее приличном состоянии. Но регулярные смены покрытия не могут решить те задачи, которые ставятся при капитальной реконструкции, и здесь государственных средств оказалось недостаточно.
В этом году государственная компания «Автодор», управляющая трассой М1 «Беларусь», должна провести конкурс на заключение контракта жизненного цикла (КЖЦ) по реконструкции всего шоссе, и взиманию платы. Шоссе перейдет под управление концессионера на 25-30 лет.
На первом этапе с 2015 года планируется сделать платным участок 33 - 132 км (западный край посёлка Лесной городок - поворот на Бородино). От МКАД до 33 км существующая дорога М1 останется бесплатной, так как будет служить необходимой альтернативой платному северному обходу Одинцово.
В сентябре прошлого года введен в эксплуатацию первый реконструированный участок трассы (32,5 – 45,1 км). Длина его составляет 12,6 км. Реконструкция участка велась с июля 2007 года.
Теперь трасса здесь соответствует параметрам категории 1-Б (8 полос, по 4 – в каждую сторону). 6 полос остаются лишь на участке 44-45 км. На участке сооружены четыре транспортные развязки в двух уровнях: Зайцево – Здравница, Жаворонки – Крекшино, поворот на г. Краснознаменск и пересечение с А-107, пять путепроводов в составе развязок. Построены 2 подземных и 6 надземных пешеходных переходов. На протяжении всего участка смонтированы системы освещения.
В реконструкцию дороги на этом участке были вложены, в основном, государственные средства. Поэтому цена проезда здесь, как обещает «Автодор», будет близка к государственному тарифу (1 руб. за 1 км в ценах 2011 года). Дорога станет платной не ранее 2015 года, так как ещё не проведен конкурс по обустройству пунктов взимания платы.
Сегодня продолжается реконструкция Минки на участке 28 – 32,5 км, здесь шоссе проходит по территории поселка Лесной Городок.
Этот участок отличается высокой интенсивностью движения, поэтому запланировано строительство ряда сложных сооружений, в том числе развязок в разных уровнях, что позволит полностью исключить левые повороты на участке. Строятся разворотные эстакады, четыре пешеходных перехода (1 подземный и 3 надземных) и 23-метровый мост через реку Ликова. Будет также произведена реконструкция основного хода шоссе М1 с полной разборкой существующей дорожной одежды и расширением до 6 полос. Будут построены линии наружного электроосвещения на всем протяжении участка, шумозащитные экраны, металлический барьер на разделительной полосе. Окончание работ запланировано на конец 2013 года.
Строительство примыкания к левой стороне трассы М-1 «Беларусь» на расстоянии 2,5 км от МКАД для организации подъезда к инновационному центру «Сколково», по планам, будет завершено к декабрю 2013 года.
Есть сведения, что вскоре к реконструкции каких-то отрезков Минского шоссе может подключиться и Москва – в марте, говоря о необходимости обеспечить территорию Новой Москвы транспортной доступностью, Марат Хуснуллин заявил: «… мы начинаем масштабную реконструкцию Киевского, Калужского и Минского шоссе», имея в виду использование средств адресной инвестиционной программы города (АИП) 2013-2015 годов.
Так что же в итоге?
Получается, федеральные и городские власти целенаправленно формируют с западного направления два автотранспортных коридора от границ Московской области до МКАД и далее до Третьего Транспортного кольца в Москве.
Первый – старый и бесплатный, в основном предназначенный для перемещения в пределах Московского региона. Это старое Можайское шоссе от Бородино до МКАД и пересечения оси Рублевского и Аминьевского шоссе, и далее - Кутузовский проспект.
По ходу этого коридора предусмотрены капиталоёмкие меры по реконструкции, но большая их часть сосредоточена в черте Москвы, на спецтрассе, а также на отрезке до поворота в Сколково.
Второй – платный на всём протяжении, который будет состоять из капитально реконструированного Минского шоссе на отрезке от поворота на Бородино до поворота на обход Одинцово (33 - 132 км), далее - сама новая трасса Северного обхода до Молодогвардейской развязки на МКАД, и новый Северный дублёр Кутузовского проспекта – вглубь Москвы до ТТК и ММДЦ «Москва-Сити». Расчетная скорость движения по всему протяжению этого бессветофорного коридора, исключая пункты оплаты, будет составлять 120 км/ч. Стоимость проезда легковушки по всей длине коридора (129 километров), если верить называемым сейчас тарифам, составит примерно триста рублей.
Этот комфортный скоростной автотранспортный коридор будет предназначен для основного потока дальнего транзита, а также для тех местных пользователей, которые захотят ускорить своё перемещение в пределах области, и будут готовы платить за это.
Единственным пробелом в этой стратегической логике выглядит тот факт, что многие «экономные» пользователи, вероятно, не захотят пересекать Одинцово по Можайке, а предпочтут всё же воспользоваться бесплатным отрезком Минского шоссе от МКАД до Лесного Городка. Тогда им, очевидно, придётся для перехода между двумя трассами пользоваться двухкилометровой осью Железнодорожной и Акуловской улиц - загруженной двухрядной дорогой через промзону на западе Одинцово. Сегодня эта дорога пока ещё обстроена неплотно. Реконструкция этой связки между шоссе, с расширением до четырех полос и строительством пары небольших развязок в двух уровнях стала бы логичным и востребованным завершением всего плана, сформировав для Можайки дополнительный контур «южного обхода» Одинцово. Кстати, Акуловская улица на одном из отрезков уже расширена до четырех рядов, а эстакадная развязка Минского шоссе с Железнодорожной улицей давно присутствует на транспортных схемах генеральных планов города и Одинцовского района.
На районной схеме прорисована и еще одна проектируемая дорога – многокилометровый северный дублёр Можайского шоссе на отрезке от Одинцово до самого аэродрома Кубинка, и далее до Чапаевки. Она должна начаться от дополнительной развязки на Северном обходе, там, где он огибает Западную промзону города, её извилистая трасса должна пройти по лесам, огибая населенные пункты. Но это, очевидно, уже совсем другая история, и очень дальняя перспектива.
На этом мы завершаем первую часть обзора. Вторая часть, как уже говорилось, будет посвящена предстоящим переменам на железнодорожной линии Смоленского направления и будущему транспортному узлу, который будет обслуживать инновационный центр Сколково.